Пятница, 26.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

«Мегаполис. Бизнес и власть. Проблемы диалога».

Москва, МУМ, 22.11.13

Доклад                                                                                       Анфимова А.Ю.

Готово ли бизнес-сообщество к внедрению механизма ОРВ?

         При проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) важное место занимает стадия публичных консультаций, результат которых должен дать регулятору (или организатору ОРВ) информацию о том, как множество субъектов регулируемых отношений воспринимает предлагаемое изменение в регулировании. В более цивилизованных странах для проведения эффективных публичных консультаций используются структуры местных Торгово-промышленных палат (ТПП), способные самостоятельно определить, интересы каких гильдий затрагивает предлагаемое изменение в регулировании, проинформировать членов соответствующих гильдий, а также обобщить реакцию членов сообщества и сгруппировать поступившие предложения об альтернативных способах достижения нужного регулятору результата. Однако в этих странах членство бизнеса в Палатах является обязательным, и решение Палаты об оценке того или иного документа также является существенным регулятором. Платы могут даже накладывать свои вето на некоторые нормативные акты, если они существенно ухудшаю положение бизнеса.

          В нашей стране сложилась иная ситуация. Членство в ТПП не является обязательным, равно как и «голос» ТПП не является существенным. Его могут принять во внимание, могут не принять. Наши Торгово-промышленные палаты не наделены никакими регулирующими полномочиями, а потому никакого реального воздействия на законодательную власть в настоящее время не имеют. Вероятно, по этой причине далеко не многие предприятия стремятся стать членами ТПП.

          Вопрос о необходимых условиях эффективности публичных консультаций не может подниматься в контексте отсутствия регулирующих полномочий у ТПП. Следовательно, им такие полномочия должны быть в первую очередь делегированы в установленном официальном порядке, чего мы пока не наблюдаем. Это первое – важнейшее условие. Вторым условием  является необходимость восстановления экспертных советов по малому и среднему бизнесу, какие были при Правительстве Москвы до 2011 г., и, пусть косвенно, но играли роль регуляторов - к их мнению в правительстве Москвы иногда прислушивались. На сегодняшний момент только ОПОРА России частично выполняет роль регулятора. Но она более эффективно действует в регионах, где её представительства имеют значимый для исполнительной власти вес. В столице отделение ОПОРЫ не имело реального влияния, поскольку был экспертный совет при Департаменте поддержки СМП. Новая объединённая структура, призванная оказывать поддержку СМП таких полномочий не имеет. Следовательно,  необходимо создать, или скорее воссоздать такой совет и наделить его соответствующими полномочиями.

          Теперь отметим главный, на мой взгляд, фактор – готовность бизнеса к возложенным на него обязанностям регулятора нормативных актов. Считаю, что на сегодняшний момент бизнес (особенно малый и средний) к такому воздействию не готов.

Причины:

1.     (и главная)  - разобщённость бизнеса. – Далеко не все бизнесмены состоят в каких-либо общественных структурах.

2.     Неинформированность бизнеса о предстоящих изменениях. – Бизнес как правило, узнаёт о принятых уже нормативных актах.

3.     Реактивность постфактум. Пока не наступили негативные последствия, бизнес не понимает, какую действенность будет иметь то, ли иное изменение, если это не связано напрямую с ухудшением его положения.

4.     Юридическая малограмотность представителей малого и среднего бизнеса.

5.     Низкая общественная активность малого и среднего бизнеса.

6.     Отсутствие у бизнеса (бизнес-сообщества) регулирующих полномочий, о чём уже говорилось выше.

7.     И наконец, отсутствие бизнес-сообщества как такового.

Что необходимо сделать? Начнём с последней причины. –

1.     Прежде чем говорить об эффективности воздействия, надо определиться с понятием – что такое бизнес-сообщество – кто его субъекты, имеющие регулирующие полномочия, и наделить их (эти организации) этими полномочиями.

2.     Далее оповестить весь бизнес (что не так просто) о том, что они могут оказывать регулирующее воздействие через эти органы (пи условии  членства или иной формы активности).

3.     Обеспечить информированность бизнес-структур о готовящихся изменениях (проектах).

4.     Создать экспертные группы, способные грамотно экономически и юридически отработать все сценарии внедрения проекта, с возможными последствиями, и дать адекватное заключение.

5.     Привлечь к работе сообщества потребителей (если изменения касаются потребительского рыка) для выяснения последствий для граждан внедрения изменений.

Последний момент отсутствует во всех 3-х моделях ОРВ, которые нм предлагает Правительство, откуда и возникают основные проблемы. Несмотря на то, что многих не нравится, что мы живём в эпоху потребления, тем не менее, мы не можем сбрасывать со счёта интересы наших граждан, ради которых мы, в конечном счёте, работаем – создаём товары и услуги.

 

Предлагаемая усовершенствованная модель ОРВ



Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz