А. Анфимова, Член Комитета по делам женщин-предпринимателей МТПП, Кандидат экономических наук. (8-903-167-60-59 с 13-21)

 

КОМУ  ОН   НУЖЕН  ЭТОТ  ………………малый   БИЗНЕС ?

 

Комментируя очередное законотворчество Думы и Правительства в области поддержки малого и среднего предпринимательства, на память приходят следующие строки:

-         «В нашей стране мы не нужны нашему Правительству»!  («Открытие» Сергея И. - представителя среднего бизнеса)

-         «Я проклял тот день, когда связался с этим бизнесом»! (Собственник малого предприятия – продовольственного магазина,  Роман К.)

 

Заметим, что реплики эти принадлежат московским предпринимателям, то есть представителям самого «благополучного» с точки зрения политики поддержки региона. На самом деле эта «поддержка», к сожалению, никак не улучшает положение СМП на экономическом рынке Москвы.

Долгожданный Закон также не принёс предпринимателям какого-либо облегчения и пока не прописал никаких механизмов реализации существующих сегодня постулатов. В связи с этим мы можем констатировать, что у нас, по-прежнему, только говорят о поддержке, но никаких реальных шагов к этому не предпринимают.

К сожалению, все современные меры «поддержки» направлены не на создание благоприятных условий функционирования СМП, а на нивелирование последствий отсутствия этих самых условий. Причём большая часть их поддерживает в основном тех, кто ведёт полулегальный бизнес, и совершенно не способствует выводу из тени ни самого бизнеса, ни его доходов. Естественно возникает вопрос, а имеют ли законодатели всех уровней вообще представление о том, что такое малый и средний бизнес в России сегодня? Чем он занимается, кто им руководит, каков уровень его доходов?

Перефразируя «классика коммунизма» о том, что «значение малого бизнеса для республики огромно!», добавим - сегодня об этом стало очень «модно» говорить. Однако, анализируя и закон, и выступление Г. Грефа на Правительстве с программой развития СМП в прошлом году, очень трудно себе представить, что всё, о чём говорится в этих документах, имеет хоть какое-то отношение к современным жизненным реалиям СМП.

Давайте попробуем популярно разобраться, кто же такие современные представители малого и среднего бизнеса в России и чего они ждут от власти?

 

Предприниматели малого и среднего бизнеса России относятся сегодня к категории повышенного риска. – Постоянные стрессы, перегрузки, неуверенность в завтрашнем дне, - создают прямую угрозу не только развитию их бизнеса, но и здоровью, и их жизни.

 

Средний возраст предпринимателей СМП – 35-55 лет. То есть самый работоспособный возраст. Это, как правило, люди с высшим образованием, в прошлом работники госпредприятий, образовательных и медицинских учреждений и армейских подразделений, работники культуры, не нашедшие там реализации своих возможностей или отчаявшиеся заработать хоть сколько-нибудь приличные деньги, но сумевшие адаптироваться к новым экономическим условиям. Люди – с активной жизненной позицией, умеющие много работать и  самосовершенствоваться. Из числа московских представителей СМП 55% составляют женщины, которые пошли на стезю предпринимательства, потому что надо было кормить детей. Между тем, здоровье большинства этих людей основательно подорвано. Молодёжь не торопится связать с себя с этим видом деятельности, не видя в нём перспектив для роста карьеры и благосостояния. Трудно себе представить перспективы дальнейшего развития СМП как основы экономики страны, если предположить, что средняя продолжительность жизни у мужчин – 60 лет, у женщин – 70.

Средняя продолжительность рабочего дня у СМП – 12-19 часов. Как правило, они работают без выходных и не видят отпуска по несколько лет. В лучшем случае, могут позволить себе недельный отдых в мёртвый сезон 2 раза в году, а чаще 1 раз. Особенно это касается представителей ИП, которые работают сами на себя и не имеют наёмных работников.

Откуда же такая рабская зависимость от труда, скажите Вы?

Зависимость – чисто экономическая! По статистике основная масса СМП работают в следующих областях: потребительский рынок, строительство, мелкие производства, охранные, туристические, медицинские и прочие услуги населению. Лучше всего себя сегодня чувствую юристы и медики, средне –строители.

Но все работают по принципу – «что потопаешь, то и полопаешь»!

Между тем, по той же самой статистике можно выявить что, например, предприятия потребительского рынка работают «на себя» в лучшем случае 7 дней в месяц. А чаще 3-4 дня. Это значит, что 23-26 дней в месяц они работают «на дядю» – аренда, коммунальные платежи, сырьё и электроэнергия, зарплата работников, налоги. Добавьте прочие «незапланированные затраты» и Вы поймёте, почему уровень доходов СМП не позволяет большинству из них даже приобрести жильё в ипотеку. Основная масса субъектов СМП находится на грани выживания, с трудом сводит концы с концами и находится в стадии перманентного банкротства. Средний доход ИП по городу Москве – 1-1,5 тыс. долларов, т.е. примерно оклад на госпредприятии или в крупной компании, а работает он при этом в 5 раз больше. Доходы предпринимателей СМП чуть выше 3-5 тысяч. Но, как правило, это семейный доход, т.е. на 3-4 человека. Поэтому колебания цен, новшества налоговых законодательств и т.д. очень пагубно отражаются на их существовании.

Можно ли говорить о каком либо стабильном развитии общества, когда положение «основы экономики этого общества» столь неустойчиво? Добавьте к этому отсутствие производственных площадей, постоянно растущую и без того запредельную арендную плату, отсутствие механизмов приобретения нежилых помещений – и мы получаем совсем удручающую картину современной действительности.

Никакими льготами эту ситуацию не изменить! Никакие льготные ставки по кредитам не позволят СМП приобрести в собственность помещение для работы. А с существующим арендным законодательством (точнее с его отсутствием) вообще  нет никого стимула развивать производство! О передаче по наследству – даже и речи быть не может! Как же мы хотим строить предпринимательские династии? Развивать молодёжный бизнес? Молодёжь нынче получила основы экономических знаний и вполне в состоянии оценить реальную ситуацию в малом бизнесе. У многих молодых людей родители – предприниматели СМП. Но продолжать дело родителей молодёжь не торопится. – Слишком рискованно, да и не выгодно – проще найти работу за те же деньги, но при этом иметь стабильные гарантированные выходные и отпускные, и избавиться от той ответственности, которая давлеет над предпринимателем: о работниках, о завтрашнем дне и т.д..

Уже давно не секрет, что СМП в нашей стране существуют и работают «не благодаря, а вопреки, несмотря ни на что». Только вот насколько хватит этого альтруизма и здоровья у современных предпринимателей? И кто через 10 лет придёт им на смену, если ситуация в корне не изменится?

Примеры сегодняшних реалий из жизни московских СМП.

В прошлом и нынешнем году только среди известных мне предпринимателей СМП:

Статистика смертности – самый рисковый возраст 35-50 лет. Умерли:

Дмитрий Владимирский-Латаев – 36 лет (инсульт) (торговля);

Михаил Ильин – 46 лет (рак) (торговля и мелкое производство);

Дроздова Людмила – 46 лет (рак) (народные промыслы);

Будаков Георгий – 45 лет (инфаркт) (строительство).

 

В 2003-2004 году потеряли (в результате непродуманных постановлений Правительства Москвы и чиновничьего произвола) производственные подразделения, помещения и бизнес:

Мазова И. – помещение=бизнес (народные промыслы);

Сокол И. – помещение (народные промыслы);

Анфимова А. – два производственных подразделения и одно предприятие (бытовое обслуживание);

Атанесян Н. – помещение (бытовое обслуживание);

Степанова С. - производство (народные промыслы) (позднее помещение) – разграбили и изуродовали оборудование местные чиновники под прикрытием местных правоохранительных органов.

 

Милицейский произвол перенесли лично:

 

Федин В.(дважды) – ОБЭП + ППС (делали план!)

Анфимова А. – ОБЭП прикрывали свои противоправные действия.

Орехов И. – ППС – делали план по вытрезвителям!

 

В результате рейдерского захвата остались без производственных подразделений:

ООО «Форум» – 20 человек – без работы;

ООО Фабрика художественной вышивки – 40 человек – без работы.

 

И это только малые крохи тех примеров, которые можно приводить до бесконечности.

 

Между тем для успешного или хотя бы устойчивого существования на рынке Москвы, предприятия должны соответствовать следующим характеристикам:

Оптимальное количество предприятий (производственных подразделений) – три точки в различных местах (по одному виду деятельности). И, предпочтительно, не менее 3-х предприятий по различным видам деятельности.

Понятно, что если предприниматель занимается самозанятостью, это условие уже невыполнимо. То есть, он однозначно находится на самой грани риска. Прочие условия имеют ограничения по наличию производственных площадей и в их стоимости. Очень существенным тормозящим фактором является сегодня официальный уровень заработной платы. Устанавливая минимальный порог заработной платы, законодатели забывают при этом, что предприниматели не печатают денежные знаки, а зарабатывают! И что искусственно завышаемый рост заработной платы ведёт только к сокращению рабочих мест. Поскольку все прочие рыночные условия сегодня никак не способствуют его повышению. Это касается и конкурентной политики в городе Москве, в частности. Засилье криминальных предпринимательских структур из ближнего зарубежья и регионов.

Что делать нашим предпринимателям? Каковы реалии? – За 10 лет работы на московском рынке могу констатировать, что ситуация ухудшилась в разы! Основные пороки:

Бизнес ест бизнес!

Беспредельная конкуренция или противостояние (война)?

Рейдерство - признак капитализма 19 века.

Правда, в отличии западных и американских бизнесменов, наши - лишены возможности защищать свои интересы, права и свой бизнес с оружием в руках!

И кому выгодна такая ситуация!? Следовательно, требуются…

Крыши – криминальные, силовые, чиновничьи – основа рэкета! В современном виде – «откатоёмкость», которой пронизаны все структуры власти, в том числе и те, что призваны «помогать и содействовать». Способы давления всё те же – проверки, подставы, рейдерство, вплоть до инициаторства банкротств.

Сегодня перед СМП стоит единственная задача – выжить!  Любой ценой! О каком развитии экономики ведём тогда речь? Где наша цель – великое будущее великой России!?

Что необходимо сделать Правительству и Думе для действительного улучшения положения СМП в стране? Какие шаги действительно способны улучшить положение малых и средних предприятий?

 

1.      Создание равных возможностей.

2.      Защита частных инвестиций.

Создание равных условий для функционирования на рынке:

·        формирование этичной и равномерной конкурентной среды;

·        формирование благоприятного имиджа предприятий;

·        упорядочение арендных отношений;

·        формирование собственности предприятий (статус собственников производственной недвижимости);

·        упорядочение системы налогообложения и бухучёта;

·        доступное финансирование.

3.     Создание инструментов регулирования рыночных взаимоотношений.

 

4.  Формирование законодательства, реально способствующего развитию малых и средних предприятий.

Какие необходимо произвести изменения?

Нормативно-правовые акты:

 

1.     Законы, регулирующие ценообразование на всех уровнях.

 

2.     Законы, регулирующие конкурентную среду.

 

3.     Законы, защищающие частную собственность предпринимателей.

 

4.     Законы, регулирующие арендные отношения в части фиксации арендной платы.

 

5.     Законы, регулирующие статус налогоплательщика (оставить 2 категории):

·        налогоплательщики – юридические лица;

·        налогоплательщики – физические лица.

 

6.     Законы, регулирующие порядок регистрации налогоплательщиков – с точки зрения упрощения.

 

7.     Законы, регулирующие порядок налогообложения – с точки зрения упрощения.

 

8.     Законы в области пенсионного, медицинского и социального страхования – фонды должны быть страховыми и страховаться самими гражданами.

 

II. Инструменты обеспечения СМП материальными ресурсами.

 

1.     Субсидирование покупки производственных помещений.

2.     Развитие лизинга недвижимого имущества СМП.

3.   Долгосрочные (15-20 лет) недорогие кредиты на приобретение нежилых помещений (по ипотечным схемам).

4.  Льготные долгосрочные арендные отношения с правом выкупа по остаточной стоимости с учётом осуществлённых вложений.

5.     Предоставление помещений в аренду на внеконкурсной основе.

6. Льготы по аренде помещений для предприятий, осваивающих малонаселённые или неразвитые регионы.

7.   Льготы по аренде помещений, коммунальным услугам и энергоресурсам для предприятий, осуществляющих социальные программы.

 

III. Инструменты регулирования земельных отношений для СМП.

 

1.  Передача в долгосрочную аренду с правом выкупа участков земли под строительство производственных помещений.

2.  Льготный выкуп участков под выкупаемыми строениями и помещениями.

3.  Предоставление земельных участков под строительство на внеконкурсной основе.

4.  Бесплатное предоставление земельных участков в долгосрочную аренду предприятиям, развивающим малонаселённые или неразвитые регионы предприятий и осуществляющим социальные программы.

 

IV. Инструменты расширения источников финансирования СМП.

 

1.     Предоставление льготных займов, кредитов.

2.     Развитие долгосрочных недорогих лизинговых программ.

3.     Предоставление грантов, субвенций и субсидий для начинающих

предпринимателей. Увеличение стартового капитала до 20000 $.

4.    Приоритеты в распределении государственных и муниципальных заказов.

5. Предоставление различных льгот, уменьшающих себестоимость и накладные расходы для предприятий, осуществляющих социальные программы.

6.     Привлечение свободных средств граждан.

 

V. Инструменты регулирования политики занятости.

 

1.   Программы поддержки предприятий трудоустраивающих социально-незащищённые категории:

·        компенсационные выплаты части заработной платы;

·        предоставление различных льгот;

·        целевое финансирование на приобретение оборудования;

·        организация рабочих мест для лиц с ограниченными трудовыми возможностями за счёт полного государственного  обеспечения.

2.              Упрощение миграционного законодательства для бывших граждан Советского Союза:

·        отмена регистрации временной рабочей силы из стран СНГ;

·        отмена повышенных налогов и сборов на трудоустройство иностранных граждан, при отсутствии претендентов на данные вакансии среди российских граждан.

3.              Закрепление за предприятиями выпускников средних специальных, технических и высших учебных заведений в качестве стажёров на 1-3 года в зависимости от профессии с отсрочкой выдачи диплома.

4.              Организация бесплатной переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров по заявкам СМП с обязательной отработкой на предприятии не менее 3-х лет.

 

VI. Инструменты стимулирования социальной активности.

 

1.     Предоставление дополнительных преференций и льгот.

2.     Частичная или полная компенсация потерянной, при льготном обслуживании граждан, выгоды.

3.     Материально-поощрительные мероприятия.

4.     Снижение стоимости услуг по проведению мероприятий производственного контроля, сертификации, аттестации рабочих мест и др.

 

-           

 

 



Используются технологии uCoz