Анфимова А.Ю.

 

 «Необходимые условия построения экономически развитого общества и Второй этап налоговой реформы в России»

 

         Сегодня, когда российская экономика начинает набирать обороты после переходного периода, когда сделаны некоторые позитивные шаги по улучшению положения предпринимательства, как никогда назрел, следующий этап налоговых реформ, без которых невозможно создание и развитие полноценного экономически развитого общества.

       Правительством РФ уже сделаны определённые шаги по уменьшению налогового бремени на предприятия, однако этого недостаточно. Сегодня нам предстоит реформировать систему налогообложения физических лиц и перераспределить часть налоговых поступлений в бюджет с предприятий на граждан. Это в первую очередь касается ЕСН, в части ПФР, а также порядка уплаты подоходного налога.

     Почему это необходимо сделать?

1)      Ни для кого не секрет, что воспитанные десятилетиями советской системы граждане разучились «платить» налоги. Их интересует исключительно конечная сумма, которая попадает им в карман. Им даже неинтересны их отчисления в ПФР, поскольку они их не видят. В погоне за максимальной выгодой, граждане с удовольствием идут на любые схемы уклонения от налогообложения, включая нелегальный труд. Причём это касается всех форм занятости: производственной, торговой, индивидуальной и творческой. Предприятию же всё равно, в какой форме платить зарплату, но при существующей схеме уплаты ПФР и ЕСН, им невыгоден рост заработной платы. При перераспределении этой функции на физических лиц, все затраты на ФОТ будут относиться на себестоимость, что не повлияет на сокращение прибыли, а следовательно будет способствовать стремлению развивать производство, в том числе и за счёт применения физического труда. Это существенно важно, учитывая, что во многих регионах существует повальная безработица, а уровень оплаты труда ниже прожиточного минимума.

2)      Меры, принимаемые сегодня Правительством по снижению ЕСН тупиковые. Поскольку бесконечно снижать эти налоги нельзя, при данной системе налогообложения, с учётом грядущего старения общества, мы будем иметь большой страховой дефицит по пенсионным выплатам, и даже глобальное привлечение иностранной рабочей силы не спасёт положение, не говоря о последствиях таких мер.

3)      Есть только один реальный путь, проверенный временем и опытом передовых экономически развитых стран, в основном европейских, когда индивидуальные налоги, а именно пенсионный, подоходный и социальный (сюда включают медицинский и соцстрах), платятся самими гражданами в индивидуальном порядке, строго регламентированном законодательством.

 

Что это значит? Гражданин получает чистый доход (причём не важно, каким способом: работая на себя или по найму). И самостоятельно исчисляет свою налогооблагаемую базу: какой у него подоходный (с учётом всех возможных вычетов), какой необходимо сделать взнос в собственный пенсионный фонд, сколько заплатить медицинскую страховку, сколько социальную: потеря работы, потеря трудоспособности. Минимальный процентный взнос при этом должен жёстко определяться законом. В развитых странах, например, минимум ПФР составляет 10-15%.  Отчётность в налоговые органы предоставляется 1 раз в год.

     При введении данной системы индивидуального налогообложения и страхования должны быть учтены интересы иждивенцев. То есть, работающий гражданин, на иждивении которого находятся другие граждане, обязан делать отчисления во все фонды и за них. Размер этих отчислений должен быть также строго регламентирован законом. Что это значит:

- пример: на иждивении гражданина находятся супруга и несовершеннолетний ребёнок, причём супруга трудоспособная, но не работает, потому что супруг «не хочет». В данном случае, гражданин обязан оплачивать 100% отчисления на все виды её страховок (кроме подоходного, который наоборот должен уменьшаться на сумму содержания иждивенцев, в размере не менее прожиточного минимума), а на ребёнка он платит льготную страховку. Если гражданин имеет на содержании нетрудоспособного иждивенца, то, соответственно, и сумма страховых выплат должна быть уменьшена, а льготные вычеты с подоходного увеличены.

 

Что мы реально получим при введении подобной системы налогообложения?

 

1.     Миллионы граждан будут официально зарабатывать и платить налоги.

2.     Реально снизятся налоги на ФОТ для предприятий. Следовательно, возрастёт удельный вес «чистого» ФЗП.

3.     При имеющемся сегодня уровне налогообложения, у предприятий появится стимул для вывода из тени значительных оборотов, следовательно, будет развиваться экономика.

4.     Граждане – физические лица – научатся считать не только доходы, но и расходы, следовательно, станут экономически более грамотными и ответственными.

5.     Неработающие женщины: матери и домохозяйки получат социальную защиту в случае потери «кормильца», и будут иметь право на достойную их доходам пенсию, чего действующее законодательство никак не предусматривает.

6.     Как следствие - повысится социальная ответственность мужчин за семью.

7.     Мы получим всего два субъекта налогообложения: физические лица и юридические лица; вместо имеющихся сегодня нескольких непонятных групп, которые всё равно не отражают реальной картины действительности, а лишь усложняют систему налогообложения и бухучёта. Есть вообще неохваченные налогами категории – надомники, например, художники всех видов, граждане, живущие от рентных доходов, «профессиональные сборщики вторсырья», «нищие» и так далее. Не определён статус ремесленников и система их налогообложения. Ввиду чего, мы имеем целый отряд «шабашников» - это парикмахеры, медики, консультанты, учителя, частные водители, ремонтники всех видов и т.д. Зато у нас есть совершенно непонятная категория – ПБОЮЛ, под которую пытаются подвести все вышеперечисленные, совершенно не задумываясь о том, что предпринимательство и ремесленничество, например, или надомный труд, это далеко не одно и то же. Иными словами, будет, наконец, создана единая система налогообложения физических лиц. Собственно для чего и были введены ИНН.

8.     Упростится бухгалтерская отчётность для предприятий, особенно в области ЕСН и ПФР. Что особенно важно для СМП. Которые перешли на упрощённую систему налогообложения.

 

   Что же останется на долю предприятий?

1.     Необходимо оставить и возобновить следующие виды налогов на ФОТ:

- медицинский налог в части федерального для обеспечения бесплатной медицины для малоимущих граждан (предполагая, что все индивидуальные выплаты по страховым случаям уже будут выплачиваться работающим гражданам их страховыми фондами), существующий уровень взносов можно оставить без изменения;

-   пенсионный налог в части страховой выплаты (не более 1%), для пенсионного обеспечения нетрудоспособных категорий граждан (инвалидов, нынешних пенсионеров и т.д.);

-   отчисления на производственный травматизм;

-   возобновить отчисления в фонд занятости, как страховой на случай банкротства, например, уровень взносов - также не более 1%.

 

Общий уровень стандартных отчислений на ФОТ не должен превышать 3 % (для предприятий не считающихся вредными и опасными).

 

Таким образом, мы сохраним имеющийся страховой фонд, избавимся от ненужного балласта, такого как ФСС, пережиток советского периода, и создадим мощный стимул для формирования страховых фондов граждан, которые в свою очередь, могут и должны будут заботиться о том, чтобы эти средства, вложенные в них, преумножались, а не обесценивались с течением времени. Следовательно, будет развиваться внутренний фондовый рынок. Естественно государство должно жёстко регламентировать и контролировать работу фондов. Кроме того, фонды должны быть открытыми, т.е. любой гражданин, должен иметь право и возможность в любой момент получить выписку по своим страховым отчислениям и по движениям внутри них денежных средств.

        Вот когда у нас будет создана подобная система, мы уже сможем говорить о том, что создали, наконец, базу, для построения развитого экономического общества!

 

П. Следующим важнейшим моментом является система налогообложения СМП.

 

До сих пор у нас в стране не созданы благоприятные экономические условия для малого бизнеса, о значении которого в последнее время так много говорят с высоких трибун.

Здесь мы должны определить такие основополагающие аспекты как:

- Налог с оборота, для предприятий применяющих упрощённую систему («доходы») не должен превышать 4%;

- Налог на «доходы» в том виде, в каком он сегодня существует и с тем перечнем расходов, которые можно относить на затраты – это абсурд! Он неправомерен и находится в расхождении с гражданским кодексом!

- Упрощённая система налогообложения должна полностью заменять бухгалтерский учёт, тем более, что он и так не относится на затраты, т.е. Это будет возможно только в том, случае, если мы реформируем то, о чём говорилось выше.

-   Критерии перехода на «упрощёнку» должны быть пересмотрены в части: наличия собственного недвижимого имущества, стоимости оборудования, численности в сферах бытового обслуживания, мелких производств и т.д. – в части их существенного увеличения в целях перспективности экономического развития. – Мы должны создавать средний класс – это класс собственников. А малый бизнес во всём мире - и есть средний класс. А что это за собственники, если они не могут приобрести недвижимость? То же касается оборудования, например, в области медицины, швейного производства и услуг, очень много высоко технологического оборудования, которое стоит достаточно дорого. Наконец обороты – если мы не будем стремиться к наращиванию оборотов, то, в конечном счёте, придём к застою. Нынешняя цифра должна быть индексирована с учётом текущей инфляции и индексирование закреплено законодательно.

- Вмененённый доход, там, где он возможен, лучше возобновить в уже проверенной патентной форме. Стоимость патента должна быть фиксированной по видам деятельности и не должна увеличиваться прогрессивно, более чем на коэффициент текущей инфляции.

- Предприятия применяющие патентную систему, должны быть освобождены от использования ККМ.

- СМП должны иметь право на самостоятельный выбор той или иной системы налогообложения.

 

Ш. Для успешного экономического развития страны необходимо создать благоприятные условия для развития бизнеса в целом, а для этого необходимо разработать государственную политику рыночного регулирования в следующих областях:

- ценообразование;

- защита частной собственности и частного интереса;

- антимонопольная политика особенно в области энергоносителей;

- регламент добросовестной конкуренции;

- политика аренды (земля и помещения);

- политика в области рекламы;

- политика поддержки социально ориентированных предприятий.

 

     В настоящее время мы до сих пор имеем фискальную функцию государства, а она должна быть регулирующей. Экономический рынок страны в той или иной мере регулируется, теми или иными силами. В настоящее время это регулирование оказывают различные теневые структуры. Это происходит оттого, что у нас в стране вообще отсутствуют механизмы регулирования рынка. Есть некоторые механизмы ограничений, зачастую неоправданных, но большая часть – это фискальные: штрафы, поборы и т.д. В последнее время правительством предпринимались некоторые шаги в области регулирования, но они недостаточны.

1.      Всем известно, что одной из главных экономических проблем является нестабильность. Одной из причин такой нестабильности является инфляция, при этом все попытки сдерживания её ни к чему не приводят. Основными причинами роста инфляции у нас в стране как раз и являются отсутствие рычагов воздействия на:

·        Ценообразование;

·        Арендные отношения;

·        Конкуренцию;

·        Естественные монополии;

·        Рекламный рынок.

Как следствие – неконтролируемый рост цен на все виды товаров и услуг.

 

2.      Следующий вид нестабильности вытекает из отсутствия государственной политики защиты частной собственности  и частных интересов на всех уровнях.

         Это значит, что ни один гражданин – собственник в нашей стране, несмотря на Конституцию, не может быть уверен в том, что его права на собственность, как материальную, так и интеллектуальную будут защищены. Более того, политика защиты частной собственности на всех уровнях должна быть поставлена во главу угла нашей внутренней политики.

      Без осуществления этого важнейшего рычага мы никогда не построим цивилизованный экономический рынок: нет заинтересованности у бизнеса вкладывать деньги (в нашей стране), пока он не уверен, что его вложения на любом этапе защищены!

3.      Низкая заработная плата – об этом говорилось выше.

Какая же взаимосвязь существует между первыми двумя проблемами?

Пример из жизни:

Малое предприятие приходит в район с неразвитой инфраструктурой, а следовательно, с низким уровнем спроса. Снимает помещение за небольшую аренду (убитое), делает в нём ремонт (вкладывает деньги), берёт кредит на оборудование и начинает работать. Даёт рекламу (вкладывает деньги – уменьшает собственный доход). Постепенно раскручивается. Норма прибыли в период становления – 10-15%. (Для сравнения в Западных странах и США - в первые  3-5 лет ни о какой прибыли даже речи не идёт).

    Предприятие постепенно формирует спрос! 

Что ждёт его дальше:

- рост арендной платы (через пол-года, в лучшем случае через год) в 1,5 – 2 раза!

- рост цен на материалы и обслуживание, транспорт, рекламу, электроэнергию и т.д. – 1,5-2 раза!

- открытие «под носом» парочки (в лучшем случае), а то и двух десятков (в худшем) однотипных предприятий, которые потянулись на раскрученное место, и им уже нет необходимости затрачиваться на рекламу, брать кредиты, привлекать клиентов, они просто переманивают часть тех, что ходили в первое предприятие.

        Результат – обнищание первого предприятия (в лучшем), банкротство (в худшем), перераспределение доходов между конкурентными предприятиями. Но поскольку каждое из них работает, как следствие – низкая рентабельность, низкий уровень оплаты труда и высокая социальная нестабильность!

       Естественно речь шла о предприятиях потребительского рынка, но именно они и являются монометрами экономического состояния общества, потому что они формируют и отражают покупательскую способность населения.

    Если бы имелись действующие механизмы регулирования рынка, то вложения предпринимателя были бы защищены!

Пример: в Германии строго регламентированы арендные взаимоотношения. Стоимость аренды на период действия договора (пять лет) пересматриваться не может. На новый срок стоимость аренды не может подняться выше уровня официальной инфляции в стране.

Пример:  В США существуют строгие регламенты по количеству тех или иных потребительских предприятий по территориальным зонам. (Ничего нового они не изобрели, если мы вспомним социалистическую систему планирования инфраструктуры микрорайонов, то там чётко оговорено, сколько и каких предприятий должно быть на конкретное количество жителей). Другое дело, что советские нормы были рассчитаны на эпоху дифицита. Времена очередей прошли, и эти нормы должны быть пересмотрены. Кроме того, необходимо учитывать сезонность спроса. С таким расчётом, чтобы все предприятия имели нормальную загрузку в мёртвый сезон.

         Считается, что рынок всё отрегулирует. К сожалению, это не так. Большинство предприятий продолжает работать, чтобы выжить. Но в условиях дефицита спроса – резко падает доход работающих, либо сокращается само количество рабочих мест. Как мы можем повысить благосостояние наших граждан, если они не будут иметь возможности зарабатывать достойные деньги. И предприниматели тут ни при чём. Им ведь не спускают ФОТ из бюджета! Они его зарабатывают!

         А как же конкуренция? А она есть, с учётом поправок к социалистической системе. То есть нам необходимо на микрорайон, например, не одно, а два предприятия или три! А уж, какое из них будет лучше – решит конкуренция. Кроме того, предприятия должны быть одной ценовой политики, т.е. не менее двух конкурентов в каждом сегменте рынка.

       Что же делать тем, кто хочет заниматься теми же видами бизнеса? - Осваивать новые рынки!

     Эта политика должна касаться всех сфер экономики: и потребительского, рынка, и производств, и транспорта, и медицины, и строительства. Вот тогда у нас не будет неосвоенных экономических зон и заброшенных городов и деревень! А то весь бизнес сосредоточен в ряде крупных городов. Предприятиям, решившим осваивать глубинку, должны быть предоставлены существенные преференции: налоговые льготы, льготные кредиты или ссуды, госзаказы.

 

Пример: В КНР в период начала реформ предприятиям, осваивавшим западные земли (горы и пустыни), предоставлялись существенные льготы вплоть до полного освобождения от налогов. Также большие льготы предоставляются предприятиям, развивающим социальную сферу: строящим школы, больницы, интернаты и т.д.

       Сегодня, спустя 10 лет, льготы по налогообложению отменены. Но результат! – 90% западной и 80 % японской промышленности работает в Китае, каждый второй товар в мире произведён в КНР. Рост благосостояния китайцев налицо. Минимальная зарплата рабочего – 200 $, педагога и врача – 500! В жилищной сфере – ипотечное кредитование на 30 лет, 10% первый взнос, 5% годовых в юанях! Пенсионный трудовой стаж – 15 лет!

      Но при этом вы не увидите броской рекламы товаров. Естественные монополии и банки в руках государства. Нет и системы охраны труда.

      К слову сказать, её нигде нет! Есть рекомендации организаций по труду о мерах по созданию благоприятных и безопасных условий труда.

      В нашей стране вопрос охраны труда – это как раз та сфера, где государство вмешивается во внутренние дела предприятий, то же касается и рекламной политики. На самом деле охрана труда – это компетенция профсоюзов и страховых компаний, а не государства.

 

     Мы привели пример отсутствия защиты частного интереса на внешнем рынке, сейчас пример из внутреннего рынка.

 

1. Пример: работник нанёс материальный ущерб предприятию: сломал дорогое оборудование, предприятие подало в суд и проиграло – потому что наши законы не предусматривают полной ответственности граждан за совершаемые действия. В этом году были внесены изменения в ТК, но они также не отражают реальности.

 

2. Пример: должностное лицо за определённое вознаграждение передавало конкурентам клиентскую базу предприятия  в устной форме – ущерб сотни тысяч рублей за 3 месяца. Фактический ущерб от потери клиентской базы – несколько миллионов. Но он косвенный. Предприятие не имеет возможности привлечь по закону работника к ответственности и тем более к возмещению ущерба! То есть интересы предприятия законом не защищены!

 

3. Пример: предприятие арендует муниципальное помещение на пять лет, причём берёт его в «убитом» состоянии, приводит в порядок, на что уходит около года. При этом ему ежегодно повышают арендную плату в 1,5-3 раза (год на год не приходится). Работа предприятия становится нерентабельной, выкупить помещение он не может (по закону). По истечении договора аренды с ним договор не перезаключают, а отдают помещение по коммерческой цене другому предприятию. – Следствие – предприниматель, вложивший деньги, остался и без денег и без предприятия. – Частные интересы не защищены!

        Таких примеров можно приводить бесконечное множество!

Выводы неутешительные! – на сегодняшний день вкладывать деньги в российскую экономику – дело очень рисковое! О каких инвестициях (внутренних и внешних) мы тогда можем вести речь!

        Все рычаги воздействия на рынок очень тесно взаимосвязаны! Но самое главное, что их связывает – отсутствие государственной политики ценообразования! Как главного рычага сдерживающего инфляционные процессы!

       Ни для кого не секрет, что основу себестоимости производимых товаров и услуг составляют такие компоненты, как: заработная плата, аренда и содержание производственных помещений, энергоносители, транспортные расходы, расходы на сырьё и материалы, расходы на рекламу.

       Если мы имеем неконтролируемый никем рост любого из составляющих, мы одновременно имеем неконтролируемый рост себестоимости  на все производимые товары и услуги. И никаким снижением налоговых ставок мы этот рост не остановим!

      Таким образом, в нашей стране существует и прогрессирует искусственно раздутый уровень инфляции, созданный самой экономической системой. Инфляция у нас является не следствием свободной денежной массы, необеспеченной товаром, а исключительно следствием отсутствия политики ценообразования и ценорегулирования. Поднимая цены на энергоносители, аренду помещений или земли, топливо и так далее, мы неуклонно повышаем уровень инфляции.

     Остановить этот процесс необходимо! Сегодня по ценовым показателям на аренду помещений мы «впереди планеты всей». В нашей стране (особенно в г. Москве) не выгодно заниматься бизнесом на арендуемых площадях, особенно муниципальных. Средний рост арендной платы по г. Москве за последние два года составил 600 %! Это нонсен! Сам договор аренды не выдерживает никакой критики и не соответствует гражданскому кодексу. Арендаторы поставлены просто в кабальные условия. Не понятно, за какие услуги со стороны города арендаторы платят? Если вся ответственность за содержание и использование помещений лежит на них.

      К примеру, в Германии, закон чётко регулирует арендные отношения. Ни один собственник за весь срок действия договора не имеет права повышать арендную ставку, а при переоформлении договора на новый срок, ставка может быть повышена не более чем на показатель официального уровня инфляции в стране!

  

     Кроме того, имеющиеся сроки договоров – менее 5 лет – никак не способствует развитию производства и услуг, поскольку средний цикл выхода предприятия на полную производственную мощность составляет минимум 3-5 лет.

      Вкладывать деньги в чужую собственность, да ещё и безвозмездно, на такой короткий период – выброс денег! Это также не может стимулировать развитие производств. А если учесть, что большинство предприятий, арендующих помещения – это малый бизнес, о каком развитии малого бизнеса тогда может идти речь!

 

     В стране необходимо создать такие экономические условия, чтобы аренда помещений была выгодна арендаторам! Чтобы они не влачили жалкое существование, а работали в первую очередь на себя, а не «на дядю», чтобы через какой-то период времени эта работа дала им реальный результат, например: выкуп помещения или покупку иной недвижимости. Сейчас СМП, работающие на аренде, не имеют таких возможностей (мы говорим о «белых» предприятиях). Вся наша система построена таким образом, что порядочный предприниматель просто не может нормально работать и зарабатывать!

    Тогда какую цель мы ставим? – разорить тех, кто ещё не потерял оптимизма? Или всё же мы хотим создать средний класс? – Средний класс – это класс собственников! Только имея собственность (недвижимую) предприниматели могут чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне!

    Нынешние арендные отношения – это позор российской экономики!

    Мы возвели рентный доход – который считается, самым позорным во всём цивилизованном мире (поскольку он по сути своей паразитический!), чуть ли не в основу бюджетирования! Вместо того чтобы строить грамотную налоговую систему и собирать налоги с миллионов граждан, мы «гоним» арендную плату, давя при этом предпринимательство, причём дважды! Поскольку предприниматели отдуваются и за незаплаченные гражданами налоги и за повышенный рентный доход!

      Кроме аренды мы имеем ненормированный рост на энергоносители, которые в свою очередь влекут за собой рост цен на всё и вся.

 

      И, наконец розничная и оптовая торговля: у нас нет политики розничных цен! К слову сказать, без упорядочивания вышеперечисленных показателей, говорить о нормировании торговых цен бессмысленно!

 

      Но, тем не менее, во всём цивилизованном мире оптовая торговля не является стихийной как у нас, она дилерская. Дилеры торгуют по ценам товаропроизводителя, то есть они не имеют собственной наценки, а получают доход с дилерской скидки, и оптовые цены, таким образом, не растут.

      Розничные же цены жёстко регламентируются законодательством, исключение - государственные цены на некоторые виды товаров в различных странах. Речь идёт о розничной наценке на все товары, которая в большинстве стран не может превышать 10-15% к оптовой! То же относится и к норме прибыли на производствах. Всё, что выше – сверхприбыли облагаются НДС – налогом на добавленную стоимость, тем самым, который у нас превращён по сути в налог с оборота. Налог на добавленную стоимость к установленной законом наценке, составляет от 40 до 60 % на эту разницу! Тем самым, повышенным налогом облагаются сверх прибыли, а предприятия, выдерживающие ценовую политику, не страдают.

      Но повторимся, для того, чтобы строить цивилизованную ценовую политику, необходимо в первую очередь принять два закона: об арендной плате и монополии на энергоносители всех видов. Именно эти два показателя сегодня являются стимулом инфляции в стране.

 

     Теперь о непорядочной конкуренции. Поговорим о тех предприятиях – паразитах, которые растут как грибы, развиваясь за чужой счёт.

    Уже говорилось выше о том, что там где открылось одно предприятие, через несколько месяцев обязательно откроются ещё несколько и они будут безусловно в более выигрышном положении, чем первое, так как им не придётся делать существенных затрат на рекламу и привлечение потребителей. Но главное даже не это. Не контролируя конкуренцию (которую, зачастую контролируют криминальные структуры), мы имеем необоснованную концентрацию однопрофильных предприятий на очень узком территориальном образовании, например в новостройках, или, наоборот, в старых районах. Это создаёт определённую криминогенность, поскольку предпринимательским структурам становится тесно и они начинают прибегать к неправовым методам конкурентной борьбы: жалобам в различные инстанции, порче рекламных объектов, а порой и прямому ущербу конкурентам.

      Чтобы этого не происходило, нужен закон о конкурентной среде с чётким регламентом, где каких предприятий и сколько должно быть с учётом потребности населения. Безусловно, речь идёт о предприятиях потребительского рынка. Как пример можно рассматривать американский вариант.

       Новые предприятия будут вынуждены осваивать новые районы, в том числе регионы. И их к этому надо стимулировать льготами, например. Посмотрите, как располагаются в наших регионах западные компании – они рассредоточены так, чтобы не мешать работе друг друга. И это есть нормальная бизнес-этика. Порядочный бизнесмен никогда не будет мешать соседу, иначе он рискует, что ему ответят тем же!

 

         Резюмируя всё вышеизложенное, подведём итог: для успешного построения в России развитого экономического общества, нам необходимо создать такие условия для предпринимательства, при которых ему будет комфортно и безопасно работать!

 



Используются технологии uCoz