К докладу Президенту РФ об административных барьерах, препятствующих развитию СМП (в региональном разрезе по г. Москве) и предложения по их устранению.

 

 

 

I.  Наибольшие проблемы в г. Москве СМП по-прежнему встречают в аренде нежилых помещений у города. Здесь налицо несколько проблем, напрямую завязанных на коррупцию:

1.     конкурсное «распределение» нежилых помещений.

2.     конкурсный выкуп н.п.

3.     процесс документарного оформления как аренды, субаренды, так и выкупа.

4.     установка «рыночной» стоимости арендной платы.

5.     оформление хозяйственных договоров.

6.     компенсационные выплаты по ремонту помещений, а точнее их полное отсутствие.

 

II.                Остро стоит проблема со всеми проверяющими структурами, особенно органами внутренних дел и работниками госгоринспекции: проверяющие по-прежнему приходят не имея направлений на проверку, оказывают психологическое давление как на административных сотрудников, так и на рядовых служащих, апеллируют лишь собственными удостоверениями, занимаются прямой фальсификацией показаний, «подставами», и их руководство в каждом случае нарушения, делает всё, чтобы выгородить неправомерные действия своих сотрудников. С госгоринспекцией особенно сложно общаться предпринимателям, арендующим помещения у города. Поскольку их основная задача – набить бюджет штрафами любой ценой. И зачастую СМП приходится расплачиваться за чужие провинности: волокиту с документами в ДГМИ, в БТИ, МВК, где разрешительные документы могут готовиться месяцами. СМП предлагается судиться с этими структурами, что само по себе процедура долгая, дорогостоящая и. как правило, безрезультатная.

 

Большая часть проверяющих нацелены  исключительно на получение взяток, и когда понимают, что получить их не удаётся, начинают буквально «изобретать» нарушения на ходу, используя несовершенство законодательства и отсутствие правовых знаний у СМП (вход идут любые методы, вплоть до незаконного задержания и принудительного увоза с работы в отделение – для «моральной обработки». Кроме того, часто проверяющие умышленно искаженно толкуют некоторые статьи АПК, чтобы сбить с толку предпринимателей.

 

 

     Любимой темой госгоринспекции является неоформленная субаренда помещений. При этом совершенно не учитывается тот факт, что оформление документов в ДГМИ занимает от 4 до 6 месяцев, и далеко не все субарендаторы даже выдерживают этот срок, большая часть (особенно в непроходных местах) «высиживает» 1-2 месяца, т.е. пока арендатор оформляет договор субаренды, влекущий между прочим для него повышение арендной ставки, субарендаторы, как правило, без предупреждения уходят, поспешно собрав свои вещи. В основном это касается торговли.

      Вообще политику г. Москвы в отношении субаренды предприниматели считают вредной и неправильной, поскольку большинство СМП вынуждены сдавать помещения в субаренду не от хорошей жизни, а из-за непомерно высоких сумм на содержание этих самых помещений.

 

III.             Непомерные размеры штрафных санкций и различных плат! Существующие штрафные санкции способны просто разорить любое СМП или ПБОЮЛ, именно этим и пользуются нерадивые проверяющие, предлагая миминизировать затраты на штраф, заменив их на «взятку».

Также велики различные сборы: за регистрацию вывесок, за патентные услуги, за лицензии, сертификацию, аттестацию рабочих мест, обязательное обучение (охрана труда, УГПС и т.д.), лабораторные исследования СЭС и т.д.)

 

 

 

IV.            Миграционное законодательство претерпело изменения далеко не в лучшую сторону для СМП и существенно усложнило привлечение иностранной рабочей силы, что печально в условиях дефицита рабочих специальностей.

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

 

I.                   В целях упорядочения взаимоотношений ДГМИ с арендаторами и упорядочения распределения помещений мы предлагаем:

- применить опыт новгородской области, где ни одно нежилое помещение не распределяется без участия общественного совета СМП в городе, и только после того, как от него откажутся все СМП, оно предлагается на коммерческий конкурс.

- информация об имеющихся свободных помещениях по всему городу должна быть открытой, например в Интернете. Предложения должны находиться там в течение достаточного времени, с тем, чтобы все СМП, даже не имеющие собственного Интернета имели возможность с ним ознакомиться.

- помещения должны выделяться не на платной основе, а учитывая приоритеты города по тем или иным видам деятельности.

- помещения должны передаваться городом арендаторам в отремонтированном виде, пригодные для использования по назначению, в полным комплексом необходимой документации и техническими и инженерными коммуникациями а именно: с подключённым и функционирующим водопроводом, канализацией, действующей системой электроснабжения, установленными электросчётчиками, пожарной  и охранной сигнализацией, телефонизированные, с нормальными стенами, фасадами, полами, не текущими крышами.  А если помещение офисное, то должен быть выделенный Интернет-канал. То же касается уборки прилегающих территорий и благоустройства.

Обслуживание всех этих систем должны осуществлять коммунальные службы и нести за это ответственность. Все ремонтные работы, проводимые внутри помещения за счёт арендаторов должны компенсироваться в счёт арендной платы.

Оплата за все эти услуги должна быть включена в стоимость арендной платы, за исключением  оплаты электроэнергии и телефона, которые взимаются дополнительно по счётчикам.

 

Вот в этом случае мы будем иметь действительно реальную коммерческую плату конкурентоспособную и сопоставимую с оплатой аренды у частных собственников.

 

Большинству предпринимателей, во-первых, не по карману обслуживать за свой счёт «убитые» помещения, а, во-вторых, у них просто нет на это ни времени, ни штатных сотрудников, которые могут заниматься всей этой волокитой: каждый хозяйственный договор, особенно по электроснабжению, оформляется месяцами и обходится предпринимателям в очень большие деньги, поскольку требования, выдвигаемые предприятиями коммунальных служб, в имеющихся постсоветских помещениях практически невыполнимые, а если всем коммунальным обслуживанием будут заниматься специальные коммунальные отделы по обслуживанию нежилых помещений при РЭУ или ДЭЗах, то взяточников у монополистов поуменьшится.

 

Предприниматели же смогут, не отвлекаясь на коммунальные хлопоты, заниматься своим прямым делом.

 

 

В целом же поддержка СМП должна основываться не на льготах по аренде, а на льготном выкупе помещений в собственность, потому что сейчас реально ни  один предприниматель честно работающий на потребительском рынке в арендуемом помещении не в состоянии заработать себе на сколь мало-мальское производственное помещение, а без класса собственников – не будет у нас среднего класса. Есть конкретные работающие примеры такой поддержки в экономике США, где поддержка СМП осуществляется в субсидировании приобретения ими производственных помещений в собственность.

Поэтому необходимо на государственном уровне разработать политику поддержки СМП и ПБОЮЛ в сфере приобретения в собственность нежилых помещений в рассрочку на 10 лет, а также льготный выкуп арендованных помещений, учитывая давность работы предприятия и размер вложенных в помещение средств. Также разработать систему льготного кредитования на приобретение нежилых помещений.

 

При оформлении субаренды помещений необходимо давать предпринимателям определённые сроки (прежде чем накладывать штрафные санкции!) например 2-3 месяца с заключением временного договора с уведомлением ДГМИ о намерениях такого сотрудничества, чтобы субарендаторы имели возможность решить для себя, выгодно ли им работать в этом помещении или нет, и только после этого оформлять основной договор.

 

 

Кроме того, все существующие согласования, включая работу «одного окна», производятся крайне медленно! Даже имеющиеся льготы при мосрегистрации не выполняются. Кроме того при мосрегистрации почему-то действует льготная ставка для СМП, арендующих площадь до 100 метров. А с остальных «дерут три шкуры», при этом абсолютно не учитывается вид деятельности, а ведь торговля, например, на гораздо меньшей площади может давать значительно больший доход чем, например, дом быта на большей. В имеющейся практике служба одного окна в ДГМИ практически не работает! – предпринимателям всё равно приходится собирать самим все документы, а потом подавать их в окно, кроме того, их по нескольку раз заставляют переделывать и приносить дополнительно. А ведь служба Одного окна создавалась именно для того, чтобы избавить предпринимателей от ненужной беготни.

 

Иными словами – поменьше согласований и разрешительной документации!

А также жёсткий контроль за сроками исполнения.

 

II. В целях ограждения СМП от беспредела проверяющих лиц необходимо создать государственную систему юридической охраны СМП. То есть в каждом округе (в идеале районе) должны быть государственные юристы, оплачиваемые государством, а не на коммерческой основе, которые будут защищать интересы СМП на законных основаниях. Конкретно говоря, должна быть создана сеть государственных адвокатов для юр.лиц и ПБОЮЛ, не могущих позволить себе иметь в штате собственного юриста, или нанять адвоката. Этим юристам должно быть оказано доверие по представительству интересов предпринимателей перед любыми проверяющими структурами, в том числе и налоговыми. Кроме того, юристы должны быть разноплановыми, то есть разбирающимися в различных областях: кто-то по вопросам с недвижимостью, кто-то по налоговым и так долее. В результате мы будем иметь грамотный диалог в правовом поле. О результатах говорить не приходится, уже сегодня статистика показывает, что проверяющие очень не любят посещать предприятия, которые имеют юридическую защиту, или грамотного юридически руководителя.

 

Схема проверки должна выглядеть следующими образом: проверяющие приходят на предприятие, предъявляют предписание на проверку, должностное лицо вызывает дежурного юриста, закреплённого за данным предприятием, юрист выезжает на место, и в его присутствии проверяющие осуществляют проверку. Кроме того, такие юристы могут на абонентском обслуживании осуществлять консультирование предприятий по различным вопросам. Такая практика имеется в коммерческих юр.службах, но очень велики цены. Мы предлагаем абонентское обслуживание ввести на уровне 1000 руб. для СПМ и 500 руб. для ПБОЮЛ в месяц. Естественно, что юристы должны иметь премиальные за свою работу – чем больше договоров они смогут заключить, тем интереснее им будет работать. Для реализации этой программы вполне можно привлечь выпускников юр. вузов, которым очень сложно, не имея опыта, устроиться на работу по специальности.

 

 

III.  С точки зрения изменения размеров штрафных санкций и сборов непомерных сегодня для СМП необходимо ввести дифференцированные санкции, потому что АПК сегодня таких мер не предусматривает! За одни и те же нарушения громадный завод и маленький магазинчик платят одинаково! Это нонсенс! То, что для завода – копейки, СМП или ПБОЮЛ может привести к разорению! Штрафы и сборы должны быть померными, особенно учитывая те обстоятельства, что в нынешнем законодательстве существуют огромные возможности для различного толкования, а также прямые противоречия.

 

 

IV.   Миграционное законодательство не учитывает интересы СМП, работающих в сфере потребления и мелкого производства, которые зачастую вынуждены привлекать сезонных работников (в основном рабочих специальностей: парикмахеров, швей, продавцов и т.д.), поскольку сроки оформления и процедура, а также размеры сборов и налоги, также непомерно большие. Сезонная работа обычно длится 2-3 месяца, а оформление документов длится 4 месяца, а то и 6. А большинство специалистов и работников необходимых квалификаций приезжают из стран ближнего зарубежья. Москва испытывает сегодня огромный дефицит рабочей силы  и регионы не всегда способны покрыть этот дефицит. Необходимо упростить процедуру оформления сезонных работников для СМП и ПБОЮЛ и снизить ставки пошлин и налогов.

 

 

Анфимова А.Ю.



Используются технологии uCoz