Анфимова Анна Юльевна

 

УПРАВЛЕНИЕ  РАЗВИТИЕМ  СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

МАЛЫХ  И  СРЕДНИХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Доклад на активе Префектуры САО

13.02.2007

 

 

 

            На современном этапе развития рыночной экономики страны всё большая роль отводится предприятиям малого и среднего бизнеса, как главному фактору поддержания социальной стабильности общества. Недостаточность бюджетного финансирования социальных программ и неразвитость социальных функций малых и средних предприятий усугубляет процесс имущественной дифференциации населения. Наряду с ростом представителей среднего класса, людей зажиточных и обеспеченных, возрастает количество неимущих, живущих ниже черты бедности. Все это обостряет социально-политическую обстановку в стране и может оказать негативное воздействие на дальнейший ход экономических реформ. Поэтому задача повышения эффективности социальных функций предприятий, как важного фактора решения социальных проблем и экономической стабильности общества, как никогда актуальна. Однако реализация этих функций на практике приводит к возникновению серьёзных препятствий для основной деятельности предприятий, а именно: повышению коммерческих рисков, снижению рентабельности и прибыльности, что не может не отразиться на развитии самих субъектов малого и среднего бизнеса. В связи с этим проблема развития социальных функций предприятий в целом, малых и средних в частности, как важного фактора повышения социальной и экономической стабильности страны, продолжает обостряться.

              Социальные функции малых и средних предприятий - это особый вид предпринимательской инициативы, основной целью которой является полноценное развитие социально ориентированной экономики, духовное и культурное возрождение страны и построение развитого социального общества.

         Анализ теории и практики показывает, что экономическое и социальное в предпринимательстве находятся в неразрывной связи. Конечно, на поверхности главной целью коммерческой организации является получение прибыли, на это направлена вся его деятельность. Однако, в ходе реализации этой цели, приходится постоянно заботиться о воспроизводстве социальных ресурсов, без чего невозможен нормальный производственный процесс, а значит и получение прибыли. Рассмотрение формулы движения промышленного капитала с учетом двойственной структуры содержания процесса производства подтверждает, что воспроизводство человека и условий его жизнедеятельности выступает в качестве интегрального момента в движении капитала как объективно необходимое условие его эффективного функционирования. В этом и состоит объективный характер социальных функций малых и средних предприятий.

         Социальные функции бизнеса проявляются в многочисленных формах: в создании рабочих мест и росте числа занятых; в улучшении условий труда и быта работников; организации обучения и повышении квалификации рабочей силы; совершенствовании организации и стимулирования труда; вовлеченности трудящихся в управление и участие в прибылях и т.п. То есть в создании материальных и духовных предпосылок воспроизводства человека, повышении его благосостояния, его самооценки, общественной и гражданской активности и ответственности. Основными задачами социальных функций малых и средних предприятий в современной экономической системе страны являются: поддержание социальной стабильности в обществе; формирование среднего класса; борьба с бедностью; возрождение исторического морального и духовного наследия отечественного предпринимательства; культурное и нравственное возрождение общества.

         Классификация социальных функций малого и среднего бизнеса осуществляется по ряду направлений: по содержательным признакам, по характеру воздействия на общество, по побудительным мотивам, в зависимости от целевой направленности и некоторым другим критериям. Это позволяет вплотную подойти к вопросу о факторах, способствующих развитию социальных функций малых и средних предприятий, которые делятся на: а) объективные (экономические, правовые, политические) -факторы внешней среды; б) субъективные - внутренние (реальное поведение людей в процессе принятия решений, воздействие культурных норм и национальных особенностей общества, а также системы разделяемых ценностей на каждом конкретном предприятии).

         Рассмотрение отечественной и зарубежной практики социальных инициатив позволяет сделать вывод о том, что социальные функции предприятий, наиболее ярко проявляются в период, когда созданы и нормально функционируют все элементы рыночной системы, достаточно стабильные внешние и внутренние условия, в которых протекает предпринимательская деятельность.

         Субъекты государственного и муниципального управления заинтересованы в получении от предприятий максимальных объёмов ресурсов на удовлетворение социальных нужд. С одной стороны, организация, выполняя экономическую функцию производства товаров и услуг, необходимых для общества, обеспечивает одновременно работу для граждан и соответствующие доходы участников производства, а также вознаграждение для акционеров. С другой стороны, оказывается, что этого недостаточно для нормальной деятельности организации. Во-первых, общество в лице государственных органов посредством экономических, правовых и административных рычагов может в принудительном порядке обязать ее выделить ресурсы на общественные цели: защиту среды обитания, здравоохранение, обеспечение безопасности и защиту гражданских прав населения, прав потребителей и т.д. Во-вторых, организация может откликаться на социальные проблемы общества. Это мотивируется тем, что в обществе более благополучном с социальной точки зрения гораздо благоприятнее условия для предпринимательской деятельности, т.е. очевидны долгосрочные преимущества для организации. Кроме того, складывается более привлекательный образ данной компании, что при прочих равных условиях, дает преимущества в конкурентной борьбе за покупателей, государственные заказы и, следовательно, - возможность получать дополнительную прибыль.

         Однако, затраты на решение социальных вопросов отвлекают часть ресурсов организации от решения своих прямых задач – экономических. Часть расходов переносится на потребителя в виде повышения цен. Многие малые и средние предприятия работают в низкорентабельных сферах. Очевидно, что, отвлекая собственные средства для решения социальных вопросов, они несут повышенные риски, связанные с выживаемостью на рынке. Выделять средства на социальные нужды в объеме, который подрывает экономическую эффективность производства, не целесообразно. Следовательно, чтобы стимулировать развитие социальных инициатив малых и средних предприятий, государству необходимо создать такие экономические условия, при которых предприятиям было бы выгодно (не убыточно) осуществлять свои социальные функции, иначе, под давлением действия основных экономических законов, они неминуемо придут к банкротству. В связи с этим, особую важность приобретает вопрос о государственной поддержке социальных функций малых и средних предприятий, которая может быть выражена в формировании системы дополнительных льгот и преференций для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в низкодоходных сферах экономики и реализующих социальные программы.

           

           Под механизмом управления развитием социальных функций малых и средних предприятий в работе понимаются способы и средства достижения взаимодействия между государством, общественными объединениями и предпринимательскими структурами с целью решения комплекса задач в области создания благоприятных условий для общего развития и повышения экономической и социальной эффективности предпринимательского сектора и на этой основе увеличения доли ресурсов, которые могут быть выделены на социальные цели.

         Выявлена структура и основные элементы этого механизма:

·        предпринимательская активность и инициативность;

·        создание инструментов государственного регулирования рыночных взаимоотношений;

·        законодательство, способствующее развитию малых и средних предприятий и осуществлению им социальных функций;

·        общественная поддержка предпринимательства;

·        формирование положительного имиджа предпринимательства;

·        система государственной поддержки социальных инициатив малых и средних предприятий.

         Центральная роль отводится государству, это определяется тем, что именно от государственной политики зависит становление практически всех элементов механизма развития социальных функций малых и средних предприятий. Вместе с тем, их развитие в России проходит в условиях, существенно отличающихся от Западных. Поэтому простое копирование зарубежного опыта представляется сомнительным. Действительно, ни одна развитая страна не переходила к рыночной экономике от административно-командной, с жестким централизованным планированием, со столь высоким уровнем монополизации. Необходимо учитывать иждивенческий подход населения, выработанный в годы правления советской власти. Граждане абсолютно разучились рационально и ответственно подходить к вопросам труда и системе налогообложения и не ощущают себя полноценной единицей общества, способной влиять на его политическую и экономическую жизнь. Существующее до сих пор негативное отношение к предпринимателям также не способствует развитию их социальных и экономических функций. Одним словом, все элементы и рычаги разрабатываемого механизма должны быть сориентированы на создание благоприятных условий для превращения предпринимательского сектора в одну из основных социально-экономических структур социально рыночного хозяйства. Это возможно осуществить на основе принятия комплексной государственной программы поддержки и развития социальных функций малых и средних предприятий, которая должна охватывать все его стороны как интегральной части народнохозяйственной структуры. Под системой государственной поддержки в работе понимается взаимосвязь экономических, правовых и административных отношений государства и предпринимательского сектора, направленная на стимулирование различных форм предпринимательской социальной инициативы с целью обеспечения наибольшей выгоды обществу в целом. Государство управляет внешними социальными функциями предприятий и оказывает поддержку в реализации внутренних. Разработку программы требуется осуществлять на основе, согласованной со всеми заинтересованными сторонами (общественными организациями предпринимателей, ведущими учеными-экономистами, государственными органами и т.п.) концепции развития социальных функций малых и средних предприятий.

          Важнейшими, с точки зрения влияния на развитие этих функций, являются налоговая, антимонопольная, антидемпинговая, конкурентная и ценовая политика государства. Такой подход предполагает создание механизмов государственного регулирования экономики.

          Эффективное развитие производства во многом зависит от оптимальной налоговой системы. С одной стороны, она должна обеспечивать поступление необходимых средств в бюджет государства, с другой – не подрывать стимулов к предпринимательской деятельности. Без сбалансированной налоговой политики нельзя рассчитывать на успешную деятельность малых и средних предприятий, развитие этичной конкуренции и преодоление сложившейся за многие годы монополии крупных производителей. Поэтому, для решения поставленных задач необходимо, в первую очередь, изменение системы налогообложения, пенсионного обеспечения и социального страхования, а именно: а) упорядочить систему налогообложения физических лиц; б) часть уплаты социального налога перераспределить с юридических лиц на физические; в) снизить ставки налогов с оборота.

         Для защиты интересов и инвестиций работодателей требуется скорректировать трудовое законодательство в сторону ужесточения личной ответственности наёмных служащих при нанесении ими как фактического, так и косвенного вреда предприятиям.

         В создании благоприятных условий для развития социальных функций малых и средних предприятий важное место занимает деятельность государства, направленная на обеспечение здоровой и добросовестной конкурентной среды на различных сегментах рынка, с целью создания равных условий развития для различных компаний, предотвращения криминализации предпринимательской среды, а главное – снижения риска социальной нестабильности.

         Создание равных стартовых условий требует формирования специальной системы финансирования, кредитования и страхования малых и средних предприятий, обеспечивающей равный доступ к финансовым ресурсам (включая средства не только государственного и местного бюджетов, но и коммерческих финансово-кредитных структур). Это позволит: с одной стороны - обеспечить устойчивое функционирование предприятий на начальном этапе их деятельности; с другой – обезопасить потенциальных инвесторов от возможных финансовых убытков. Второе условие – наличие помещений, пригодных для бизнеса. Важной проблемой здесь является отсутствие у малых и средних предприятий собственных производственных площадей. Для её решения предлагается использовать американский опыт субсидирования государством приобретения малыми предприятиями нежилых помещений в собственность; развитие механизмов долгосрочного кредитования покупки и лизинга недвижимости, включающих: а) пониженную процентную ставку; б) увеличенные сроки выкупа.

          Важная роль отводится ценообразованию. В настоящий момент такая государственная политика отсутствует. Вследствие чего происходит ненормируемый рост себестоимостных показателей: энергоносителей, арендной платы, коммунальных платежей и т.д., что влечёт за собой повышение инфляции и увеличение цен на все виды товаров и услуг. В условиях ограниченности спроса (ввиду низкой заработной платы населения) всё это ведёт к банкротству многих малых предприятий, особенно тех, кто значительную часть средств выделяет на социальные программы.

             Формирование эффективной системы управления развитием социальных функций малых и средних предприятий является одним из основных условий обеспечения высокого уровня жизнедеятельности населения и ускоренного развития малого и среднего бизнеса в России. Существующие в настоящее время механизмы поддержки социальной инициативы малого предпринимательства не соответствуют целям и задачам государственной социальной политики.



Используются технологии uCoz