Анфимова А.Ю.

Кандидат экономических наук. Член Комитета по делам женщин-предпринимателей Московской Торгово-Промышленной Палаты. Председатель Клуба Женской деловой интеграции. Предприниматель.

 

Совершенствование механизма взаимодействия власти и бизнеса в реализации социальных программ

                 Почти пятнадцать лет радикального изменения социальных, политических и экономических устоев жизни российских граждан были подчинены целям формирования рыночной экономики. Однако своевременной адаптации рыночного развития России к социальным потребностям общества и личности не произошло, поэтому всё чаще встаёт вопрос о сущности социально ориентированного бизнеса в России.

                Социальные программы бизнеса реализуются  в тех областях социальной сферы, которые исконно являются прерогативой органов государственной власти и не могут реализовываться без их участия. Поэтому важным фактором успешной реализации таких программ является налаживание конструктивного сотрудничества бизнеса и власти, основанного на балансе общих и частных интересов партнеров. 

                В становлении российской рыночной экономики всё ощутимее проявляется роль малого и среднего предпринимательства. И это закономерно. Ведь будущее России – это социально ориентированное общество. Но развитие общества напрямую связано с развитием его экономики, поэтому основная задача, поставленная перед всеми субъектами общества, - развитие эффективной социально-ориентированной экономики. 

               Много острых социальных проблем, оставшихся от социалистического прошлого, а также приобретённых в ходе формирования рыночной экономики, ещё более усугубляющих социальные взаимоотношения, могут найти решение только при тесном взаимодействии государства, бизнеса и гражданского сообщества. Потребность российского общества в новой системе социальных координат поведения власти, общества и бизнеса становится всё очевиднее.

               В трёхстороннем взаимодействии на пути к построению социально-ответственного общества особо важной является ответственность власти. В первую очередь, это подразумевает ответственность самих чиновников на местах, то есть, их личную ответственность за принятие решений и естественно выполнение служебных обязанностей, а также ответственность за нанесённый их деятельностью или бездействием фактический ущерб, субъектам общества. Во-вторых, - ответственность местных институтов власти за принятые нормативные акты, их выполнение и их последствия для общества в целом, в том числе с возмещением нанесённого ущерба хозяйствующим субъектам. В-третьих, это предполагает ответственность высшей власти – Правительства страны – за принятие законов и иных актов, наносящих реальный ущерб экономике и социальной сфере страны.

Интеграция в мировое экономическое сообщество требует решительных шагов и перемен. Наличие определённой степени ответственности представителей государственных органов – самая оптимальная характеристика политического и социального совершенства государственного и общественного строя страны. Важная роль в решении социальных проблем сегодня отводится женщинам-предпринимателям. Являясь по природе социально-ответственными субъектами, женщины в производственную и коммерческую деятельность привносят элемент социальности, то есть ответственности за людей, за их настоящее и будущее. Женщине-руководителю проще вникнуть в суть бытовых проблем её подчинённых и принять правильное решение для сохранения равновесия в коллективе. Деловая практика показывает, что предприятия руководимые женщинами, являются более стабильными и финансово устойчивыми. Это подтвердил кризис 1998 года, когда из выстоявших предприятий, 60 % были руководимы женщинами.

                Именно женщины являются основой социальной стабильности в любом обществе. Женщины-предприниматели – та самая квинтэссенция, которая обеспечивает оптимальное сочетание в развитии сбалансированных интересов: «предприниматель - социальное общество». Очень гибко реагируя на баланс этих двух параметров, женщины-предприниматели могут привести общество к равновесию, чтобы максимально возможно учесть интересы этих двух, фактически противоборствующих (в мужском бизнесе) сторон. В экономически развитых странах политика поддержки предприятий, организованных женщинами, а также их социальных инициатив, давно поставлена в разряд первоочередных с точки зрения социального развития. В исследуемом нами московском регионе удельный вес предприятий организованных и руководимых женщинами уже превысил 55%. Исследования, проведённые автором, показали, что 80% социально активных предприятий московского региона возглавляются именно женщинами.

                  Женщины-руководители очень чутко определяют ту грань, где заканчиваются интересы бизнеса и начинаются интересы граждан, и проводят такую политику развития личных, деловых интересов, которая была бы не в ущерб интересам трудящихся, большую часть из которых составляют такие же женщины. Это происходит потому, что природная социальная ответственность женщины-предпринимателя часто интуитивно подсказывает ей, как нужно выстраивать взаимоотношения с коллективом и обществом, чтобы сохранить тенденцию развития поколений, поскольку основная сверхзадача каждой женщины – это забота о нашем будущем. Грамотная женщина-руководитель воспитывает в своём коллективе рациональное отношение к жизни в новых экономических условиях, воспитывает ответственность гражданина перед обществом и самим собой. В современном обществе человек не может быть пассивным созерцателем жизни, он должен быть активным созидателем, как собственного благополучия, так и благополучия свой страны. А для этого необходимо построить такую законодательную базу, чтобы каждому субъекту общества – и предпринимателю, и любому работнику, было в нём максимально комфортно. Чтобы их интересы не противостояли, а содействовали друг другу и преследовали одни общие цели – созидания великого будущего России, где каждому гражданину живётся достойно.

                Однако без поддержки властей, без их содействия, все эти инициативы так и останутся инициативами, и в лучшем случае, будут приносить свои положительные плоды в отдельно взятых трудовых коллективах. Что, безусловно, также имеет огромное значение на региональном уровне, но никак не отразится в масштабе страны.

                Реализуя государственную социальную политику в рамках существующего механизма взаимодействия с властью, малые и средние предприятия несут определённые коммерческие риски. А именно – закономерное сокращение доходности предприятия. Это выражается в конкретных финансовых результатах - уменьшении прибыли предприятия за счёт:

·        дополнительных расходов на социальные нужды работников;

·        дополнительных налогов на ФЗП;

·        потери реального рабочего времени, при применении женского труда и труда других граждан, относящихся к социально-незащищённым категориям (молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды и т.д.).

Последнее требует конкретизации. Ни для кого не секрет, что женщина, обременённая семейными проблемами и, в особенности, имеющая детей, уязвима. Бытовые проблемы часто понижают работоспособность, кроме того, болеющие дети, зачастую требуют оформления больничных листов. Всё это, безусловно, не способствует повышению производительности труда и экономической эффективности. То же можно сказать о подростках, пожилых  людях и инвалидах - всё это категории людей с ограниченной работоспособностью.

                Если речь идёт о сиюминутной прибыли - низкая экономическая эффективность налицо. Однако, при долгосрочном проекте, чётко фиксируется общая экономическая стабильность и устойчивость предприятий, применяющих женский труд и проводящих грамотную социальную политику. Это обусловлено тем, что женщины ценят внимательное к себе отношение и готовы работать в таком коллективе пусть даже за меньшую зарплату. Взаимопонимание руководства в данном случае для женщины важней.

Что необходимо сделать органам власти для поддержания социальных инициатив? Может ли государство оказывать помощь предприятиям в формировании и развитии их социальных функций? Сегодня уже положено начало диалогу между представителями бизнеса и государства о том, как начать движение вперед в этом важном направлении. Деловое сообщество проявляет инициативу в сфере социальной ответственности бизнеса (СОБ), но эта деятельность практически не отражается в средствах массовой информации. СОБ может быть только добровольным, и это требуется донести до сознания всех субъектов хозяйствования и управления. Очевидно, что без участия государства в деле развития социально ответственного бизнеса не обойтись. В настоящее время не существует законодательных актов, регламентирующих развитие социальных функций предприятий. Сегодня наше законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, не способствует распространению социально ответственного поведения. Важная задача государства и общества: сделать реализацию социальных функций предприятий повседневным стилем ведения бизнеса. Лучший способ мотивации предпринимателей направлять ресурсы, которыми они владеют, на решение социальных проблем – поощрять их социальные инициативы. СОБ необходимо подкреплять законодательно, выработать законопроекты, при которых социальная активность была бы выгодна.

               Поэтому в процессе совершенствования механизма взаимодействия власти и бизнеса, особое внимание требуется уделить системе государственной поддержки социальных инициатив малых и средних предприятий, которая, по мнению автора, в настоящее время является центральным элементом механизма взаимодействия власти и бизнеса, его своеобразным фундаментом. Под системой государственной поддержки понимается система экономических, правовых и административных отношений государства и предпринимательского сектора, направленная на стимулирование различных форм предпринимательской инициативы с целью обеспечения наибольшей выгоды обществу в целом. Центральная роль государства определяется тем, что именно от государственной политики зависит становление практически всех элементов механизма развития социальных функций предпринимательства.

           Большое внимание необходимо уделять особенностям региональной политики поддержки предпринимательских социальных инициатив. Прежде всего, разработке стратегии приоритетных направлений развития социального сектора экономики, используя систему государственной статистики и специальные научные исследования.

             Информационно-аналитической базой для определения приоритетных направлений развития социальных предпринимательских инициатив в отдельных регионах могут быть: расчёт социальной удовлетворённости граждан, расчет минимальной потребительской корзины, показатель уровня безработицы, квалификационный и образовательный уровень населения.

              Чтобы все социальные инициативы предприятий претворялись в жизнь, социальную активность их необходимо поощрять. Речь может идти об определённых льготах и о компенсационных выплатах.

               Существующие сегодня программы поддержки социальных функций предпринимательства половинчаты и неэффективны. Большая часть из них не реализуется из-за конфликтности самой проблемы: властям хочется, чтобы малые предприятия и высокую прибыль приносили, и социальные программы реализовали. На практике же так не бывает, поскольку финансовые возможности малых и средних предприятий сильно ограничены.        

Как пример можно привести политику г. Москвы по квотированию рабочих мест, реализацию программы по трудоустройству социально-незащищённых категорий населения.[1] А также программу развития бытового обслуживания до 2008 года, последняя предусматривала существенные льготы для аккредитованных при правительстве социальных предприятий по снижению на 50% ставок арендной платы, коммунальным и иным платежам, а также частичную компенсацию затрат на льготное обслуживание граждан. Все эти программы, могли бы быть действенными. Но они не решают проблем поддержки социальных инициатив предприятий в силу следующих причин:

1.     Они оторваны от реальных условий функционирования малых и средних предприятий. А сегодня нужны программы, нацеленные на реализацию государственной политики в области поддержки всех социально-ориентированных предприятий, независимо от вида деятельности, организационной формы и формы собственности.

2.     Существующие программы половинчаты по сути и не всегда корректны и научно обоснованы.

·        Так, принятая в апреле 2005 г. программа развития бытового обслуживания г. Москвы до 2008 г., была фактически отменена уже к ноябрю того же года, поскольку из заявленных остались только льготы по арендной плате, но не ниже минимальной ставки (под которую попадали все СМП), а сама минимальная ставка уже с декабря 2006 г. увеличилась на 30 %. То есть, вместо обещанной поддержки, СМП получили очередное понижение своей рентабельности.

·        Программа трудоустройства социально-незащищённых граждан фактически воспитывает в них иждивенческие настроения, ввиду того что, ранее финансовая поддержка  за трудоустройство таких работников выплачивалась в виде компенсации части ФЗП предприятиям, то теперь она будет выплачиваться самим временным работникам. Это абсолютно не способствует повышению производительности и качества труда, потому что бывшие безработные воспринимают такие выплаты как материальное пособие, а не заработанные деньги.

·        Программа создания рабочих мест для молодёжи и инвалидов также имеет ряд недостатков. Во-первых, она предусматривает трудоустройство детей с 14 лет, что уже противоречит положениям МОТ. Во-вторых, она позволяет таким образом организовывать труд воспитанникам интернатов, признанных недееспособными. Неизбежно встаёт вопрос об этичности такого производства. По закону, недееспособные граждане, тем более несовершеннолетние, не могут распоряжаться финансовыми средствами, даже собственными, и логично встаёт вопрос о том, кто будет ими распоряжаться, особенно если это сироты? Назревает проблема прямой эксплуатации детского труда и законности его использования.

              Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день реальные государственные программы поддержки социально-ориентированных предприятий отсутствуют, а имеющиеся требуют значительной доработки.

             Социальная практика предпринимательства должна стать нормой в экономике. Поэтому механизм взаимодействия власти и бизнеса должен обеспечить решение главной задачи: совместить общественные интересы с интересом бизнеса, то есть, проведение социальной политики должно быть если не выгодным для предпринимателя, то, по крайней мере, не убыточным. Предприниматель, участвующий в реализации социальной политики, должен быть защищён государством от экономических потерь. Государство не может вмешиваться в хозяйственно-распорядительную деятельность предприятия и регламентировать предпринимателю его взаимоотношения с коллективом. Оно должно создать такие политические и экономические условия для функционирования предприятий, выработать такие рычаги, которые бы способствовали предпринимателям самим развивать социальную сферу на своих предприятиях. 

               Поэтому автор считает необходимым внести предложения по совершенствованию механизма рыночного регулирования и взаимодействия власти и бизнеса. На первом этапе развития социальных функций малых и средних предприятий, требуется вводить инструменты льготирования. Которые призваны компенсировать потери в показателях себестоимости производства и снижении рентабельности. Прежде всего, при формировании системы поддержки социальных функций малых и средних предприятий, можно руководствоваться положениями первой редакции Постановления № 200-ПП Правительства Москвы в контексте предоставления компенсаций оплаты за аренду, коммунальные платежи, электроэнергию, а также рекламных затрат. Целесообразно применять финансовую поддержку: субсидирование; рассрочка платежей; льготный выкуп помещений; доступные лизинговые схемы; гарантии по кредитам, в том числе по кредитным линиям; и приоритеты по государственным и муниципальным заказам. 

               Когда предприниматель будет уверен в том, что его личные интересы не безразличны государству, он начнёт поддерживать интересы государства. А до тех пор, пока все социальные инициативы предприятий держатся на одном альтруизме, говорить о развитии социально-ориентированной экономики бессмысленно.

              Cоциально ответственный бизнес является системной ценностью для общества, и как таковой, требует соответствующего уважительного отношения со стороны государства, общественности, средств массовой информации. Социальные функции малых и средних предприятий  являются необходимой составляющей успешного социального развития страны, важным условием конструктивного взаимодействия бизнеса, общества, государства.
              Под определением «социальная ответственность российского бизнеса» необходимо понимать ответственное отношение любой компании к своему продукту или услуге, потребителям, работникам, партнерам, активную социальную позицию компании, которая выражается в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и постоянном диалоге с обществом, участии в решении наиболее острых социальных проблем.

              Когда компании, работающие на территории России, начнут осознавать свою роль в социальном развитии страны, они будут активнее сотрудничать с государственными, негосударственными учреждениями и прочими организациями в решении наиболее острых социальных проблем общества. Государственным и общественным структурам также необходимо осознать важную роль предприятий в социальной защите, взять на себя определённые обязательства в решении социальных проблем общества и развитии самого предпринимательства на принципах конструктивного диалога, открытости, социального партнерства, чаще привлекать представителей малого и среднего бизнеса к участию в законотворческой деятельности.

              Государство устанавливает правила, по которым действуют предприниматели, несет основное бремя по созданию необходимой инфраструктуры, имеет огромные возможности влиять на общественное мнение и в целом на социально-политический климат в обществе, поэтому оно несёт ответственность за формирование комфортного климата для развития СМП.

                Эти задачи являются общими для всех стран, вставших на путь развития рыночной экономики. Вместе с тем, становление предпринимательства в России проходит в условиях, которые существенно отличаются от тех, в которых оно развивалось на Западе. Поэтому простое копирование, перенос опыта ведущих западных стран в развитии предпринимательства на нашу почву представляется сомнительным. Действительно, ни одна развитая страна Запада не переходила к рыночной экономике от административно-командной, с жестким централизованным планированием, со столь высоким уровнем монополизации. Кроме того, надо учитывать иждивенческий настрой населения, выработанный в годы советской власти. Граждане абсолютно разучились рационально и ответственно подходить к вопросам труда и системе налогообложения, а также не ощущают себя полноценными членами общества, способными влиять на его политическую, экономическую и общественную жизнь. Это та задача, которую предстоит решать совместными усилиями предпринимательских и государственных структур. Ведь без воспитания социально активной личности с высокой гражданской позицией, построение развитого общества невозможно.

               Из существующего механизма взаимодействия власти и бизнеса сегодня выпадает самый главный его компонент – человеческая личность. Многочисленные дискуссии о том, что необходимо защищать эту личность, удовлетворять её потребности, повышать благосостояние, и т.д., базируются на оставшейся от советского периода системе социальной защиты граждан, и совершенно не учитывают особенностей современной рыночной экономики.  В нашей стране во всех сферах огромную роль играет «человеческий фактор», следовательно, его влияние на происходящие процессы неоспоримо.

                 Современная социальная политика России абсолютно не учитывает те факты, что нынешняя личность, в круговороте рыночных отношений, во-первых, - далека от понятий самих этих отношений; во-вторых, абсолютно к ним не готова, как морально, так и материально, и, наконец, главное – отсутствуют механизмы регулирования взаимоотношения этой личности с прочими субъектами социальной сферы: государством, обществом, предприятием. Все имеющиеся формы этих взаимоотношений заимствованы из плановой экономики, где ведущую роль играло государство. Но они абсолютно не пригодны для рыночной экономики, потому что не предполагают главного: социальной ответственности самой гражданской личности – перед государством, обществом, предприятием. Между тем, при построении социально-ориентированной развитой экономики предполагается тройственный союз, основанный на взаимодействии и взаимо-ответственности всех его компонентов: государства, бизнеса и общества, где главным компонентом является человеческий фактор – гражданская личность.

               Что представляет собой сегодня среднестатистический гражданин нашего общества? – Это, в большинстве своём, средневозрастная категория граждан (45-60 лет), разочаровавшихся в реформах 90-х, имеющих низкую заработную плату. Кроме того, надо учитывать иждивенческий подход населения, выработанный в годы правления советской власти. Граждане абсолютно разучились рационально и ответственно подходить к вопросам труда и системе налогообложения, а также не ощущают себя полноценной единицей Общества, способной влиять на его политическую, экономическую и общественную жизнь. И с таким менталитетом большая часть бывших советских людей была ввергнута в условия грабительского капитализма. Тот, кто имел способности к предпринимательству и экономическую грамотность или чутьё, смог перестроиться – они составляют основу нашего малого и среднего бизнеса. Остальные, их большинство, по-прежнему ведут пассивный образ жизни, надеются на государственные пособия и не могут адаптироваться к новым экономическим условиям.

               Разрушив советскую идеологию, власть до сих пор не  сформулировала новую национальную идею. Сегодня позабыты многие ценности, которые несла в себе русская культура. Воспитанная на западных идеалах молодёжь, в большинстве своём обеднена духовно и морально. Этическое и нравственное воспитание отсутствует.

               Современная политика государства, регламентирующая повсеместно неограниченные права трудящихся в ущерб производственным отношениям, привела к тому, что граждане, пользующиеся почти безграничными правами, не имеют фактически никаких обязанностей и ответственности, что порождает вседозволенность и выливается в ряд социальных конфликтов, в первую очередь, - работник - предприятие. Наш работодатель никак не защищён от неправомерных поступков граждан, от нанесения ущерба (особенно косвенного), разглашения конфиденциальной информации и т.д. Страдает банковская сфера из-за неплатежей по кредитам. Страдают сами граждане из-за асоциального поведения их же сограждан: курения в общественных местах, распития спиртных напитков, нарушения правил пожарной безопасности, техники безопасности, безопасности движения, экологических норм и так далее.

              В научных публикациях всё чаще поднимается вопрос о том, что российское общество утрачивает свои культурные ценности, морально разложено и иждивенчески настроено: люди так привыкли к нетрудовым доходам, что не хотят работать даже при высоком уровне оплаты труда. Их не интересует даже собственное пенсионное обеспечение, они ничего не желают слышать об уплате налогов, значение имеет только сумма, получаемая на руки. С точки зрения социальной и гражданской ответственности: по уплате налогов, страхованию, содержанию иждивенцев, по пенсионному и медицинскому обеспечению, большинство граждан по-прежнему остаются крайне безграмотными и безответственными.

              Давно обсуждаются идеи о замене системы льготирования малоимущих, на получение ими возможности достойно зарабатывать. Есть положительный и отрицательный зарубежный опыт. Дотационная система содержания безработных не оправдалась и не решила проблем занятости в США.

              Несмотря на то, что наша экономика во многом следует примеру  американской, мы не всегда можем переносить их опыт на нашу действительность. В первую очередь, из-за гражданской пассивности русских людей, воспитанных советским менталитетом. Жители Соединённых штатов в течение ста лет отстаивали свои права и свободы. Их демократия пронесена через самосознание каждого члена общества. У нас иные стартовые заделы. Но что нам действительно необходимо позаимствовать у американцев - умение гордиться своей страной и высокую гражданскую ответственность. К сожалению, в результате реформ, многие граждане разочаровались в собственном государстве. Отобрав у людей идеалы социализма, новая власть ничего не дала взамен. А потому важнейшей задачей государства в воспитании новой гражданско-ответственной личности, стоит формирование великой национальной идеи, которая, по мнению автора, должна стать идеей возрождения России.

              Национальная идея страны определяет государственную идеологию. Исходя из поставленных целей и задач, в дальнейшем разрабатываются программы и определяются средства возрождения России.

К первоочередным из них относятся:

В социальной политике – воссоздание семьи, как очага духовности.

В экономике – обеспечение приоритетного развития социальных сфер.

В политике – продвижение в органы власти и общественные объединения совестливых людей.

              В современной России появились различные силы, пытающиеся проводить свои идеи, отличные от официального курса государства. Процесс политической борьбы за идеалы будущего государства настолько сложен и противоречив, что даже образованному человеку трудно разобраться в том, что происходит и выбрать верные жизненные ориентиры. Поэтому так важно противостоять чуждым взглядам и сохранить исконно русские духовные и нравственные традиции.

             В России роль государства всегда была чрезвычайно значимой, особенно последний семидесятилетний период истории, когда в силу сложившегося общественного устройства население практически полностью зависело от государственных структур управления. Не секрет, что в трудные моменты истории именно государство брало на себя ответственность за происходящее и определяло задачи общества. Вера людей в государство, его потенциальные возможности до сих пор сильна. Стратегия развития России должна формироваться на основе традиционных для русского народа ценностей.

             Важное место в деятельности государства занимают разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, удовлетворение потребностей населения. В реальной действительности она зависит не только от государственной власти, но и внегосударственных структур, а также от отдельной личности. Общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности во всеобъемлющей социальной политике, базирующейся на сочетании духовного и материального начала, претворяющейся через соответствующую систему жизнеобеспечения человека и способствующей реализации его сущностного предназначения.

             Русская национальная идея является общечеловеческой по содержанию и национальной по форме.

                 Нам необходимо создать такие механизмы регулирования рынка, которые бы соответствовали нашим современным условиям и воспитали российских граждан применительно к новым рыночным экономическим и социальным условиям в соответствии с культурными и историческими традициями. Мы должны научить наших граждан рационально и ответственно подходить к жизни, воспитать в них дух гражданской и социальной ответственности и возродить исконно русскую глубокую нравственную и духовную культуру.

                  Для этого требуется обозначить те ценности, которые необходимо возродить и воспитать в наших гражданах:

·        высокие морально-этические нормы взаимоотношений;

·        отношение к труду, как основному способу существования;

·        ответственность перед семьёй и старшими поколениями;

·        ответственность за собственное настоящее и будущее;

·        заботу о детях;

·        социальную ответственность за иждивенцев;

·        высокий уровень внутренней культуры и образования;

·        гражданскую ответственность (уплата налогов, воинская служба);

·        экологическую ответственность и защиту окружающей среды;

·        ответственность перед будущими поколениями;

·        высокое чувство собственного достоинства;

·        уважение и бережливое отношений к чужой частной собственности;

·        рациональное экономическое (хозяйственное) отношение к жизни;

·        бережное отношение к культурному и духовному наследию страны;

·        активную гражданскую позицию и патриотизм.


 

 

                       

  

               Только личность, осознающая меру своей ответственности за свои поступки,  регулярно выполняющая все свои обязанности, может занять достойное место в современных рыночных экономических условиях. Но в контексте поставленных задач, нас интересует личность, как трудовой и интеллектуальный капитал, как субъект управления и основной компонент построения развитого экономического общества.

Таким образом, по определению автора, социально-ответственной гражданской личностью может являться гражданин Российской федерации, соблюдающий законы государства; чётко выполняющий свой гражданский долг; всемерно и полноценно отвечающий за свои поступки; несущий социальную ответственность перед семьёй, детьми, старшими поколениями и обществом; уважающий частную собственность; всецело соблюдающий морально-этические нормы; оберегающий окружающую среду; активно участвующий в общественной жизни; отстаивающий свою гражданскую позицию на принципах патриотизма; сохраняющий культурное и духовное наследие страны.

                Естественно, воспитание такой личности требует времени и совместных усилий всех слоёв и структур общества: государственной власти в создании нормативно-правовой базы; всей системы образования; средств массовой информации; предприятий; общественности; религиозных конфессий; воинских подразделений; научных институтов; учреждений культуры и искусства; семьи. Безусловно, самой сложной задачей является воспитание ответственности личности. И в период реформ не обойтись без мер ужесточения (не популярных у электората). Но, тем не менее, без принятия таких мер, данную проблему решить невозможно. Демократия предполагает свободу строго в рамках законов. Всё законопослушание граждан Европы и США также держится на административной и уголовной ответственности. Другими методами проблему не решить. Только тогда, когда большинство наших соотечественников осознают своё истинное предназначение как созидателей будущего своей страны, мы сможем сказать, что российское общество социально ответственно. В стране, где в течение не одного десятилетия само понятие предпринимательства было подвергнуто анафеме, стараниями государства и партии ассоциировалось в сознании людей с чем-то крайне отрицательным, даже преступным, требуются значительные усилия (прежде всего самих деловых структур) по созданию благожелательного отношения к предпринимательской деятельности. Не секрет, что его отсутствие у значительной части населения, а кое-где и официальных должностных лиц, не способствует развитию этой важнейшей сферы человеческой деятельности, полному раскрытию его экономических и социальных функций. До сих пор большинство граждан негативно воспринимают предпринимательство, хотя прослеживается тенденция к изменению мнения общественности. Одним словом, все элементы и рычаги разрабатываемого механизма должны быть сориентированы на создание благоприятных условий для превращения предпринимательского сектора в одну из основных социально-экономических структур социального рыночного хозяйства. Это возможно осуществить на основе принятия комплексной государственной программы развития предпринимательства, которая должна охватывать все его стороны как интегральной части народнохозяйственной структуры.  Разработку программы необходимо осуществлять на основе согласования со всеми заинтересованными сторонами концепции развития предпринимательства (общественными организациями предпринимателями, ведущими учеными-экономистами, государственными органами и т.п.). Центральное место в программе принадлежит системе государственной и общественной поддержки социальных инициатив малого и среднего бизнеса. В число источников финансовых средств, необходимых для реализации данной программы, следует смелее привлекать возможности частного капитала, как отечественного, так и зарубежного.

                       

               Создание равных стартовых возможностей для СМП, требует, во-первых, формирования специальной системы кредитования и страхования частного предпринимательства, обеспечивающей равный доступ к финансовым ресурсам (включая средства не только государственного и местного бюджетов, но и коммерческих финансово-кредитных структур). Это позволит, с одной стороны, обеспечить нормальное функционирование предпринимательских структур на начальном этапе их деятельности; с другой – обезопасить потенциальных инвесторов от возможных финансовых убытков. Во-вторых, - обеспечение института собственности на производственные площади. Сегодня малый и средний бизнес практически лишён возможности, честным путём купить в собственность нежилые помещения. В целях решения данной проблемы, предлагается использовать американский опыт субсидирования государством приобретения малыми предприятиями производственных площадей; развития механизмов долгосрочного кредитования на покупку недвижимости и механизмов лизинга недвижимости для СМП. В этом вопросе необходимо предусмотреть систему гарантий по кредитам коммерческих банков со стороны государственных органов и фондов поддержки предпринимательства. Для снижения коммерческих рисков следует, используя зарубежный опыт, развивать сеть компаний (в том числе с государственным участием), осуществляющих страхование подобных рисков,. Не последнюю роль в данном процессе играют и механизмы, стимулирующие инвестирование личных средств граждан в предпринимательскую деятельность, включая дифференцированное налогообложение личных доходов в зависимости от направления их использования, а также освобождение от налогов дивидендов по ценным бумагам, принадлежащим гражданам.

                       



[1] См. Дудников С.В., Программа Федеральной службы занятости по г. Москве на период 2004-2006 гг.



Используются технологии uCoz